Образовательные стандарты
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Благодаря открытому и широкому общественному обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования педагогические коллективы имели возможность ознакомиться с текстом документа до его утверждения. Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», заведующий кафедрой психологии личности ФГБОУ ВПО «Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова» Александр Григорьевич Асмолов, возглавлявший рабочую группу по разработке Стандарта, регулярно давал интервью, разъясняя основные положения этого документа. Практики и специалисты могли следить за тем, как менялся проект ФГОС дошкольного образования после его научно-общественного обсуждения, вносить свои предложения с целью повышения действенности документа.
В настоящее время Стандарт на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
- создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;
- организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;
- кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;
- финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;
- информационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования.
Главный принцип Стандарта - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по-прежнему отводиться игре.
С целью поэтапного введения Стандарта в МБДОУ «Детском саду № 347» разработан и утвержден приказом заведующего план-график мероприятий.
Одним из важных направлений является организационно-управленческое обеспечение введения и реализации ФГОС дошкольного образования, которое предполагает создание рабочей группы в ДОУ. Рабочая группа выступает инициатором новых идей, нацеливает педагогический коллектив на активное участие в запланированных мероприятиях.
В рабочую группу вошли педагоги, подготовленные к реализации содержания инновационного дошкольного образования посредством применения современных педагогических технологий, прогнозированию ожидаемого результата, который может быть получен в ходе введения ФГОС дошкольного образования.