Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
МБДОУ «Детский сад №347» г.о.Самара — это отдельно стоящее 2-этажное здание. В детском саду имеются групповые помещения (игровые, спальные и приемные помещения), медицинский кабинет, изолятор, музыкально- физкультурный зал, кабинет заведующего ДОУ, бухгалтерия, пищеблок, прачечная.
Групповые помещения оснащены стандартной мебелью по количеству детей, которая соответствует ростовым показателям (столы – 7-12шт, стулья -25-35шт, шкафы для хранения дидактических и игровых пособий, тумбочки). У каждого ребенка имеется индивидуальный шкаф для раздевания, ячейка для полотенца, кровать.
В ДОУ имеются технические средства
- 4персональных компьютера
- 1 сканер
- 2 МФУ
- 2 музыкальных центра
- 1 факс
- 5 магнитол
- 4 телевизора
- 4 ноутбука
- 1 электропианино
- мультимедийный проектор
На территории ДОУ имеются 7 участков для прогулок с воспитанниками с установленным уличным оборудованием
- качалки на пружинах
- стойки баскетбольные
- теневые навесы по количеству групп
- песочницы с крышками
- скамьи
- столы
- домики
Данные о наличии специально оборудованных помещений для организации образовательного процесса в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Назначение | Функциональное использование | Используемая площадь | Оборудование |
Кабинет заведующего | Приём родителей и сотрудников, проведение совещаний администрации | 11,5 м² | Мебель, компьютер, МФУ, документы |
Групповые комнаты Игровая комната, раздевальная комната, умывальная туалетная комната, спальное помещение |
Игровая деятельность |
713,9 м² | Набор детской мебели, игрушки, дидактические, спортивные, настольно-печатные игры и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, пособия, игровая мебель, уголки природы и экспериментирования, ноутбуки и др. |
Музыкально- физкультурный зал |
Музыкальные, физкультурные занятия, утренняя гимнастика |
70,0 м² | Проектор; ноутбук; библиотека методической литературы, сборник нот; шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала; музыкальный центр; пианино; разнообразные музыкальные инструменты для детей; подборка аудио- и видеокассет с музыкальными произведениями; различные виды театров; ширма для кукольного театра; детские стульчики. фонотека, нотный материал, физкультурное оборудование для проведения физкультурных занятий, спортивный инвентарь, |
Медицинский кабинет |
Анализ заболеваемости детей Осмотр детей врачом-педиатром, врачами-специалистами Прививки Изоляция заболевших детей до прихода родителей. |
17,7 м² | Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе Приемная, палата, туалет Медицинский материал для оказания первой медицинской помощи и проведения прививок |
Изолятор | |||
Бухгалтерия | Ведение бухгалтерской документации | 10,0 м² | Компьютеры, МФУ, мебель, документы, сканер |
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, библиотеке, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ работают 2 коррекционные группы для детей с задержкой психического развития и 5 групп общеразвивающей направленности, в которых есть дети, имеющие ОВЗ. Ежегодно численность детей в группах варьируется от 40 до 49 человек. В группах компенсирующей направленности 6 детей- инвалидов общего заболевания. Детей с трудностями в передвижении нет. детский сад для данной категории –доступен.
Для работы с данной категорией детей разработаны и реализуются адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР, адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, посещающих общеразвивающие группы, адаптированная образовательная программа для детей – инвалидов.
Для детей с ОВЗ и инвалидов есть совмещенный музыкальный и спортивный зал. 7 групповых комнат, медицинский кабинет.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидами, имеют педагогическое образование, аттестованы на 1 или высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.
С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.
Для осуществления образовательного процесса в ДОУ имеется в достаточном количестве программно-методическое обеспечение:
программы, учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационный и раздаточный материал), видеотека, диагностические материалы. Подписные издания: журнал «Управление ДОУ», журнал «Дошкольное воспитание», журнал «Справочник старшего воспитателя», журнал «Воспитатель ДОУ», журнал «Ребёнок в детском саду», журналы «Музыкальная палитра» и т.д. Информационно-методическое обеспечение ДОУ позволяет в полной мере решать образовательные и воспитательные задачи.
Библиотека состоит из методической, справочной и детской литературы, периодической печати. Вся методическая литература размещена по разделам.
Информация об объектах для проведения практических занятий, объектах спорта, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Бюджетном учреждении имеется музыкально/физкультурный зал, предназначенный для проведения непосредственно – образовательной деятельности и утренних гимнастик, для проведения спортивных праздников и других мероприятий, как с воспитанниками, так и совместно с родителями Развивающая предметно-пространственная среда зала содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство зала оснащено в соответствии с требованиями образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении и создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
- игрушки-забавы
- спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
- театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
- наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др. - строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
- игрушки-самоделки и разных материалов
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
- натуральные объекты: объекты растительного мира
- реальные предметы (объекты)
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
- дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).
Технические средства обучения
Технические устройства (аппаратура)
- мультимедийные проекторы
- мультимедийные экраны
- магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, телевизоры
- периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
- звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
- экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы
Учебно- методическое обеспечение
- учебные пособия
- методические разработки
Художественные средства
- предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;
Средства наглядности (плоскостная наглядность)
Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;
Средства общения
- вербальные средства (речь)
- невербальные средства: визуальное взаимодействие;
Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве
Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении
- помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
- помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
- помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
- помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
- противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования
- учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
- гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
Выбор средств обучения зависит от
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
- типа и структуры занятия количества детей;
- интереса детей
- конкретных образовательных задач
- особенностей личности педагога, его квалификации.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время ДОУ располагается в приспособленном двухэтажном здании, построенном в 1969 году. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13,10,10,10,15 все подъезды и подходы к зданию в пределах территории Бюджетного учреждения асфальтированы, имеют удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта. Предусмотрен необходимый уклон прогулочных дорожек и тротуаров, а так же их ширина для безопасного передвижения детей. Центральный вход в здание оборудован домофоном, при необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо. Объекты ( деревья, кустарники, столбы и другие), находящиеся на территории Бюджетного учреждения , не препятствуют ходьбе, прогулкам и играм детей.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Регулярное сбалансированное питание организовано на общих условиях.
Питание детей организовано в соответствии с финансированием, рекомендованным перечнем продуктов для ДОУ и десятидневным примерным меню. Питание в детском саду сбалансировано. В 4 разовое питание включены мясные, молочные, овощные блюда, свежие фрукты и овощи. В зимний и осенний периоды проводится витаминизация третьего блюда.
Столы сервируются красивой, безопасной, эстетичной посудой.
Во время приёма пищи детям помогают воспитатели и помощники
воспитателей. Посуду каждой группы моют отдельно и хранят также отдельно от посуды других групп.
Общее санитарно- гигиеническое состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям СанПиН: питьевой, световой, воздушный режимы и режим питания соответствует нормам. Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет медицинская сестра.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С целью выполнения требований федеральным «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№ 273 статьи 41, где охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность в МБДОУ «Детский сад №347» г.о.Самара, руководство и педагогами полностью обеспечивается безопасность условий пребывания воспитанников в образовательном учреждении. Условия пребывания воспитанников в образовательном учреждении соответствует противопожарным, санитарным, техническим нормам и правилам, а также возрастным особенностям, а именно:
Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка.
Продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование соответствует требованием СанПиН.
Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности.
Достаточный по продолжительности полноценный сон.
Регулярное сбалансированное питание.
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченным возможностями здоровья.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой Бюджетного учреждения. В учреждении постоянно пополняется и обновляется сайт, на котором располагается информация о деятельности Бюджетного учреждения, основных направлениях, об истории и развитии Бюджетного учреждения, о воспитанниках, о педагогических работниках. Размещаются документы, касающиеся организации образовательного процесса - самообследование, документы, регламентирующие работу Бюджетного учреждения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченным возможностями здоровья.
Обеспечение доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам – нет. Электронные образовательные ресурсы: сеть «Интернет», презентационные электронные материалы (пособия и игры), учебные фильмы, звукозаписи, видеоклипы, медиатека развивающих электронных игр, аудио и видео диски с записями классической, танцевальной музыки, научно-популярных и мультипликационных фильмов.
Каталоги библиотек. Электронные библиотеки
Раздел представляет порталы и сайты, содержащую огромную информацию о писателях и поэтах, собрание сочинений различных авторов, предназначенных для просмотра в электронном виде. Здесь и классика, и современная литература. Раздел содержит перечень детских сетевых библиотек. С помощью различных библиотек можно найти необходимую книгу.
- http://detskiy-mir.net/rating.php( http://detskiy-mir.net/rating.php) Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики
- http://kidsbook.narod.ru( http://kidsbook.narod.ru) Kidsbook: библиотека детской литературы
- http://lukoshko.net( http://lukoshko.net) «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека – народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
Энциклопедии, словари, справочники
В разделе представлены электронные версии различных энциклопедий, словарей и справочников. Очевидна практическая значимость названных ресурсов для подготовки знаний, организации досуга дошкольников.
- http://potomy.ru( http://potomy.ru) «Потому .ру – Детская энциклопедия. Вместе познаем мир»
- http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp( http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp) Энциклопедия vip.km.ru «Универсальная энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия популярной музыки» , «Энциклопедия животных», «Энциклопедия кино», «Энциклопедия кулинарии», «Автомобильная энциклопедия», «Туристический атлас мира», «Энциклопедия спорта», «Энциклопедия здоровья», «Энциклопедия персонального компьютера».
Методические ресурсы для воспитателя, учителя - логопеда,
педагога - психолога
Наполнение раздела осуществлено путем включения ссылок на ресурсы Интернет, которые содержат методические, научные и практические материалы по вопросам детской психологии, педагогики, медицины, консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей. Раздел представляет уроки, тренинги, тесты, тексты по темам: готовность к школе, обучение математике, русскому языку, рисованию, лепке.
- http://logoportal.ru( http://logoportal.ru) логопедический портал
- http://nsportal.ru( http://nsportal.ru) Социальная сеть разработчиков образования
- http://profi-konkurs.ru( http://profi-konkurs.ru) Конкурсы
- http://dochcolonoc.ru( http://dochcolonoc.ru) Сайт для воспитателей детских садов
- http://vseodetishkax.ru( http://vseodetishkax.ru) Сайт для психологов детских садов.
Сайты детских писателей, поэтов
По сравнению с количеством детских писателей сайты немногочисленны. Этот раздел – прекрасный иллюстрированный и информационный материал, позволяющий зрительно погрузиться в мир писателя, атмосферу его жизни и творчества.
- http://andersen.com.ua( http://andersen.com.ua) Все сказки Андерсена
- http://uspens.ru( http://uspens.ru) сайт Э.Н. Успенского. Все произведения Э.Н. Успенского.
Электронные периодические издания для детей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения
Раздел ориентирован на две основные группы: на детей-дошкольников (игры, конкурсы, песни, стихи, сказки, раскраски) и на воспитателей (обмен опытом, копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки). В разделе собраны сайты современных популярных газет и журналов для детей и для педагогов.
- http://dob.1september.ru( http://dob.1september.ru) Газета «Дошкольное образование»
- http://vestnik.edu.ru( http://vestnik.edu.ru) «Вестник образования» Нормативные документы и аналитические обзоры.
Виртуальные детские журналы
- http://cofe.ru/read-ka( http://cofe.ru/read-ka) «Прочитай-ка» Красочный иллюстрированный журнал для самых маленьких детей, существующий только в Интернете. Сказки, стихи, головоломки, курьезы, рассказы, загадки.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
В целях реализации права каждого человека на образование, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов и способов общения и условия посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
(« Закон об образовании в РФ № 273 пп. 1 п.5 ст.5)
В Бюджетном учреждении создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
- в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам
- в Бюджетном учреждении работают квалифицированные специалисты, осуществляющие коррекционно-развивающую деятельность: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, медицинская сестра, музыкальный руководитель, учитель-логопед и учителя-дефектологи
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных подробностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения по организационным вопросам; работа с семьей; методическая работа с педагогами; организация внеучебной (воспитательной) работы и т.д. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом Бюджетного учреждения и другими сайтами образовательной деятельности, на которую существует версия для слабовидящих.