Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 347»
городского округа Самара

8 (846) 268-88-75

443074, г. Самара,
ул. Авроры, д. 125

Коррекционная работа

Содержание коррекционной работы

В ДОУ функционируют 3 группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) — старшая и подготовительная к школе и смешанная дошкольная группа ТНР (тяжелые нарушения речи).

Режим работы групп компенсирующей направленности — 12 часов с 07.00 до 19.00 Выходные дни — суббота, воскресенье и нерабочие праздничные дни согласно статье 112 Трудового кодекса РФ.

Группы компенсирующей направленности комплектуются по заключению городской психолого-медико-педагогической комиссии, заявлению родителей (законных представителей) детей на основании решения комиссии по комплектованию.

Нормативные сроки освоения программы — 2 года.

Реализация областей знаний в ДОУ планируется с использованием следующих программ:

  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  • Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г.Шевченко
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Нищева Н.В.

Коррекционно — развивающая работа на группе компенсирующей направленности ведётся под руководством учителей — дефектологов, при участии учителя — логопеда и педагога — психолога, которые осуществляют тесную взаимосвязь с другими специалистами ДОУ.

Занятия ведутся небольшими подгруппами и индивидуально. Количество занятий, реализующих коррекционно — развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, 2 раза в год проводится обследование детей всеми специалистами ДОУ. Результаты обследования обсуждаются на ПМПк ДОУ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)

Целью деятельности ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Задачами деятельности ПМПк образовательного учреждения являются:

  • Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации.
  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
  • Выявление резервных возможностей развития каждого ребенка.
  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности освоения образовательной программы.

В результате работы консилиума утверждается и корректируется программа развития каждого ребенка, оказывается квалифицированная психологическая помощь. Такая работа позволяет увидеть динамику развития детей, коррекцию высших психических функций, сформировать у них представления о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщить к системе культурных ценностей, подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе. Проводятся индивидуальные беседы и консультации для родителей. 

Психолого-педагогические условия достижения максимального эффекта коррекционно-развивающего занятия

  • Обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми и детей между собой.
  • Обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности.
  • Широкое использование на занятиях (особенно в первой половине года и на тех занятиях, где дети испытывают наиболее серьезные затруднения) игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса детей к деятельности, а также получения ожидаемого результата.
  • Обеспечение ребенку возможности переживания радости от преодоленной трудности. В этих целях от занятия к занятию специально планируется постепенное усложнение заданий.
  • Поддержка и поощрение любого проявления детской пытливости и инициативы. Благодаря этому у детей развивается способность удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении; вызывается желание понять, найти объяснение непонятному, задавать вопросы взрослому.

Задачи коррекционно-развивающего обучения решаются в ДОУ также и в процессе организации психолого-педагогической работы по разным направлениям образовательного процесса.

Познание окружающего мира

Основная задача занятия - расширение кругозора детей; уточнение имеющихся у них образных представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов.

Приобщение к культуре речи и подготовка к освоению грамоты

На занятиях во всех возрастных группах обеспечивается совершенствование лексико-грамматического строя речи. Эта работа осуществляется во взаимосвязи с тематикой занятий по познанию окружающего мира. Отрабатываются модели словообразования, словоизменения, синтаксических конструкций. Целенаправленная подготовка детей к обучению грамоте начинается в старшей возрастной группе. Первоначально упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи, а затем, в подготовительной группе, приобретают все более самостоятельное значение. Дети знакомятся с явлениями языковой действительности – звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения.

Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму:

  • формированию правильной посадки и навыков захвата карандаша;
  • развитию ручной моторики и зрительно-моторной координации;
  • формированию умения ориентироваться на нелинованном листе и на линованном (сначала на линованном в клетку, а затем в линейку);
  • ознакомлению с образами печатных букв и их графическим начертанием;
  • освоению техники написания элементов прописных букв.

Формирование элементарных математических представлений

Развиваются все функциональные составляющие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Большое внимание уделяется развитию логических операций (анализ – синтез, сравнение, сериация, замещение, классификация, обобщение, абстрагирование – конкретизация) и качеств мышления (самостоятельность, гибкость, оригинальность, широта, глубина, критичность). Формируются навыки само- и взаимоконтроля интеллектуально-познавательной деятельности, механизмы произвольной регуляции, навыки знаково-символической деятельности.

Приобщение к социальному миру

На занятиях по приобщение к социальному миру детям демонстрируют образцы норм социально-правильного поведения; формируют представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях и др. С этой целью воспитатель отбирает художественные произведения или их фрагменты, которые затрагивают нравственно-этическую сферу отношений между людьми. Педагог в работе использует драматизации, а также моделирование проблемных ситуаций.

Музыкально-развивающая деятельность

Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада.
Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.) Занятия по музыкально-развивающей деятельности проводит музыкальный руководитель преимущественно в первой половине дня.

Приобщение к физической культуре

Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия по приобщению к физической культуре реализуются и коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в окружающем пространстве; предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову). Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье); развивают двигательные качества; включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, упражнения на дыхание.
Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и индивидуальных достижений в физическом развитии детей. Занятия проводит инструктор по ФИЗО, преимущественно в первой половине дня.

Художественно-творческая деятельность

(рисование, аппликация, конструирование)

Закрепляются, расширяются, обобщаются и систематизируются имеющиеся у детей образные представления о разнообразных объектах и явлениях окружающего мира. Развивается способность к наблюдению, формируются навыки обследования. Практическая деятельность детей с разнообразными художественными материалами, отличающимися разнообразием изобразительных возможностей и фактур, обеспечивает обогащение сенсомоторного опыта детей, развитие тонкой моторики, формирование кинестетической основы движения, укрепление мускулатуры верхнего плечевого пояса. Развиваются познавательные психические процессы. Формируются навыки само- и взаимоконтроля деятельности, механизмы произвольной регуляции.

Вывод

Работа нашего дошкольного образовательного учреждения по социализации интеграции и коррекции детей со сложными дефектами развития является достаточно успешной и имеет уже сложившуюся систему, составляющими которой являются: развивающая среда, квалифицированные специалисты; работа по коррекции и интеграции детей с проблемами в развитии; работа с родителями; преемственность в работе специалистов и учреждений.

Печать E-mail